В серии Тани Пёникер «Новый букварь» два слоя — слова и изображения: образцовая структура что для иллюстрации средневекового кодекса, что для концептуального проекта. Это очень тщательно исполненные рисунки — тем не менее хочется называть их картинками. Таким легковесным словом можно обозначить и изображения из детского журнала «Веселые картинки» (где человечки на обложке как раз складывались в буквы), и иллюстрации к сказкам Виктора Пивоварова (художника-концептуалиста, но и автора тех же «Веселых картинок»), да и любые сыплющиеся на нас из медийного пространства изображения.
Картинки Пёникер маленькие, а буквы и фигурки в них еще меньше, порой на грани различимости человеческим глазом. Здесь важен этот микроскопический масштаб, требующий их внимательно рассматривать — мы вспоминаем одну из самых известных русских авторских сказок, «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, с ее сновидческим путешествием в глубь часового механизма, с уменьшающимися в перспективе арками и фантасмагорическими персонажами. Одоевский, к слову, сочинил и собственную версию детской азбуки; в свою очередь, не без оглядки на нее и другие иллюстрированные русские азбуки создавала свою Таня. Впрочем, такое масштабирование было характерно для ее рисунков с самого начала: оно дает возможность погружения в ее личностный, часто буквально интимный мир, обеспечивает совершенно иное восприятие, идущее вразрез с привычным для современного искусства крупным габаритом и моментальным воздействием. Любые картинки Пёникер рассчитаны на рассматривание.
Другой текст кудесника Одоевского, знаменитый «4338-й год. Петербургские письма», одно из первых фантастических произведений в отечественной литературе, с отсылкой к которому создан букварь Пёникер, являются продуктом, по витиеватым словам их автора, сомнамбулическим, месмерическим, то есть возникшим в результате визионерства. То же самое можно сказать и о листах Пёникер. Если письма Одоевского описывают события за считанные дни до «страшной катастрофы» в далеком будущем, столкновения Земли с кометой, то картинки Пёникер — через месяцы после начала другой «страшной катастрофы», пандемии коронавируса.
Букварь в данном случае — это слова, словно собранные в «словарь года». Такие словари сообщают об обновлении языка, которое не только постоянно происходит как бы само собой (а на самом деле путем адаптации заимствований и неологизмов), но и существенно влияет на наше сознание — оно стремится ухватиться за новые слова, как ребенок за новые игрушки. Далеко не все слова тут новые — определяющими являются давно знакомые, такие как «интернет» и «феминизм». Разумеется, они задают ключи к проекту — описываемый художницей мир погружен в сетевые отношения куда больше, чем в реальные; женщины, пользуясь разработанными еще в ХХ веке тактиками, потихоньку устанавливают в нем свои правила, добиваясь равноправия.
Также наш мир все больше начинает зависеть от детей или же взрослых с манерами детей, их запросов и прихотей. Таня и сама — и обликом, и манерами, и искусством — напоминает ребенка, который не боится не вырасти и пользуется этим умением. Но ее детское — опасное: детский мир, который внезапно столкнулся с жесткой прозой мира взрослых. Слова «абьюз», «ковид», «шейминг» напоминают о непрерывных и вынужденных конфликтах этого мира, в котором унижения и развлечения в равной мере правят на фоне неожиданно нагрянувшей эпидемии.
Писатель Валерий Печейкин говорит о рисунках Пёникер: «Это новая алхимия». Проблема, однако, в том, что современный человек, даже всесторонне образованный, едва ли представляет, что есть подлинная алхимия. Так что скорее эти слова — поэтическая метафора, отсылающая к строке Егора Летова «новая алхимия — новая природа». В подавляющем большинстве работ букваря действуют персонажи животного мира: мышки, в том числе летучие, бабочки, ежики, лягушки, а также существа выдуманные, как в недавних «Фантастических тварях» Роулинг или в средневековых бестиариях. Конечно, это и есть новый бестиарий, ручной, мемный и очаровательный. Но в этом бестиарии, как и в настоящей природе, не прекращается борьба. Новая азбука Пёникер вооружает новых бодрых героев странным новым знанием и значением, задает новые перспективы действия.
Сергей Попов